Интересные факты
В последней сцене фильма на могилу Шиндлера кладёт цветы человек, лица которого не видно. Это не Спилберг, как некоторые предполагают, а Лиам Нисон. Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал Фонд Шоа (Шоа на иврите означает «холокост»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе холокоста.
Самый дорогой чёрно-белый фильм на сегодняшний момент (2009) — бюджет составил 25 миллионов долларов. Предыдущий рекорд — фильм 1962 года «Самый длинный день» с бюджетом в 10 миллионов. В то же время самый коммерчески успешный чёрно-белый фильм на сегодняшний момент (2007). Мировые сборы составили 321 миллион долларов, в том числе 96 миллионов — в американском прокате.
Первоначально Спилберг намеревался сделать фильм на польском и немецком языке, с английскими субтитрами.
Ральф Файнс был вынужден поправиться на 13 килограмм, чтобы сыграть роль Амона Гёта.
В отличие от сюжета фильма Амон Гёт был повешен только с третьей попытки.
В начале эпилога исполняется песня "Yerushalaim shel zahav" / "Золотой Иерусалим", написанная лишь в 1967 году и содержательно не связанная с Холокостом, в связи с чем в израильском прокате фильма она была заменена на другую песню ("Эли, Эли").
Специально для своей роли Рэйф Файнс поправился на 13 кг. Для этого он пил много пива «Guinness». По словам режиссера, он пригласил этого актера из-за его «дьявольской сексуальности».
Спилберг собирался взять в картину Клэр Дэйнс, но та отказалась, иначе ей пришлось бы на время забросить учебу.
На роль Амона Гота рассматривалась кандидатура Тима Рота.
Когда бывшую узницу Освенцима Милу Пфефферберг представили Рэйфу Файнсу, она не могла скрыть дрожи от волнения – настолько он был похож на реального Амона Гота.
Знаменитый режиссер и кинодраматург Билли Уайлдер участвовал в создании первого варианта сценария, а на самой ранней стадии разработки проекта был даже привлечен к нему в качестве постановщика. Именно Уайлдер потом уговорил Спилберга стать режиссером этой картины.
В 80-х годах Мартин Скорсезе отказался от постановки, поскольку считал, что только режиссер-еврей может должным образом снять этот фильм. В итоге он поменялся со Спилбергом проектами, взявшись за «Мыс страха» (1991).
Спилберг предлагал постановку Роману Полански, но тот отказался по личным причинам. Дело в том, что, когда ему было 8 лет, он жил в краковском гетто и сбежал оттуда в день его ликвидации. Позднее мать Полански умерла в Освенциме.
Сцена ликвидации краковского гетто занимала в сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до 20 страниц и 20 минут экранного времени. А создавал он ее на основе свидетельств очевидцев тех событий.
Поскольку Спилбергу не удалось получить разрешение на съемки в Освенциме, ему пришлось выстроить неподалеку декорацию, досконально имитировавшую этот концлагерь.
Чтобы одеть 20 тысяч статистов, художник по костюмам разместил повсюду объявления о том, что студия хочет приобрести одежду военного времени. А поскольку в начале 90-х экономическая ситуация в Польше была довольно сложной, местные жители с готовностью продавали сохранившуюся у них одежду 30-х и 40-х годов.
«Список Шиндлера» стал самым дорогостоящим черно-белым фильмом за всю историю. Прежний рекорд принадлежал другой военной драме – «Самый длинный день» 1962 года.
На съемках нельзя было использовать ничего зеленого, поскольку этот цвет плохо смотрится на черно-белой пленке.
Почти 40% фильма было снято ручной кинокамерой.
Роль Оскара Шиндлера предлагалась Харрисону Форду и Бруно Ганцу.
От участия в картине отказалась Жюльетт Бинош.
Съемки завершились на 4 дня раньше намеченного срока. Всего они продолжались 72 дня.
Настоящий список Оскара Шиндлера был найден в его франкфуртской квартире только в 2000 году. В этой квартире Шиндлер прожил последние месяцы жизни. Он скончался в 1974 году.