ИЗАБЕЛЬ АДЖАНИ / ISABELLE ADJANI
Ей принадлежит известная фраза: "Актеры на сцене и экране не выражают ничего другого, кроме самих себя. Как бы яростно они ни отрицали этого".
Соглашайтесь - не соглашайтесь с этим высказыванием, но в нем звучит не только крайняя, довольно провокационная позиция, свойственная истинно творческим натурам.
Изабель Ясмина Аджани (ее мать - немка, а отец - алжирец) родилась в 17-м округе Парижа 27 июня 1955 года. Уже в лицее она играет в любительских спектаклях, а в 1969-м режиссер Бернар Тублан-Мишель предлагает ей сняться в фильме "Маленький овернец". Однако Изабель готовится стать психологом и воспринимает съемки в кино лишь в качестве приятного проведения досуга, что не мешает ей, впрочем, через 2 года принять предложение Нины Компанеец. "Фаустина" стала поворотным пунктом в жизни - Аджани грезит только театром и записывается на курсы драматического искусства Лорана.
Молодую актрису замечает актер и режиссер Робер Оссейн - она играет в триумфальной пьесе "Дом Бернарды" Федерико Гарсиа Лорки и переходит в труппу "Комеди Франсез". Успех следует за успехом, однако Аджани отказывается от 20-летнего контракта c самым известным театром Франции, чтобы сыграть в фильме Клода Пиното "Пощечина" (Приз Луи Деллюка и Сюзанны Бьянкетти). А за роль в картине одного из отцов "новой волны" Франсуа Трюффо "История Адели Г." актриса номинируется и на Оскара, и на Сезара. Аджани признается самым большим открытием своего поколения, работает с Романом Полански, Андре Тешине и Вернером Херцогом и дебютирует в Голливуде. 80-е стали годами сплошного триумфа - "Одержимость" Анджея Жулавского приносит приз за лучшую женскую роль в Каннах и первого Сезара, "Убийственное лето" становится самым большим кассовым успехом актрисы и снова отмечается Сезаром, а у "Камиллы Клодель" Сезаров оказалось целых 5. Но Аджани никогда не рискует - она берется лишь за "верные" роли, что резко ограничивает ее экранное амплуа.
Череда ее экранных персонажей тех лет - это лишь ряд экзальтированных истеричек; она отказывается от комедий, после трех дней съемок уходит с площадки "Имени Кармен" Жана-Люка Годара - ее заменяет восходящая тогда (и, увы, быстро угасшая) молодая звезда Марушка Детмерс. Актриса избегает светской жизни, однако уже в 1983-м записывает свой первый музыкальный диск (конечно же, под "руководством" Сержа Генсбура).
Клип "начинающей" певицы снимает некто Люк Бессон - из короткого опыта сотрудничества позже родится абсолютно культовая "Подземка", окончательно и навсегда закрепившая звездный статус Аджани, но фактически прекратившая ее развитие как актрисы: впоследствии Изабель будет играть практически лишь саму себя. Единственный успех последующих лет - "Королева Марго" непредсказуемого Патриса Шеро; Аджани занимается чем угодно, но только не игрой на сцене и в кино. Возглавляет ряд общественных движений, борется против голода и расизма, защищает Салмана Рушди, демократию в Алжире и т.д. Ее "исчезновения" становятся настолько частыми, что однажды даже распространилась информация о ее смерти!
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1970 Маленький овернец (LE PETIT BOUGNAT), реж. Бернар Тублан-Мишель
1972 Фаустина и жаркое лето (FAUSTINE ET LE BEL ЕTЕ), реж. Нина Компанеец
1974 Пощечина (LA GIFLE), реж. Клод Пиното
1975 История Адели Г. (L'HISTOIRE D'ADЕLE H), реж. Франсуа Трюффо
1976 Жилец (LE LOCATAIRE), реж. Роман Полански
1976 Барокко (BAROCCO), реж. Андре Тешине
1977 Виолетта и Франсуа (VIOLETTE ET FRANСOIS), реж. Жак Руффио
1978 Водитель (The Driver), реж. Уолтер Хилл
1979 Носферату, призрак ночи (Nosferatu, Phantom der Nacht), реж. Вернер Херцог
1979 Сестры Бронте (LES SОЕURS BRONTE), реж. Андре Тешине 1981 Одержимость (POSSESSION), реж. Анджей Жулавски
1981 Клара и шикарные парни (CLARA ET LES CHICS TYPES), реж. Жак Монне
1981 Квартет (QUARTET), реж. Джеймс Айвори
1981 В следующем году, если все будет в порядке
(L'ANNEE PROCHAINE SI TOUT VA BIEN), реж. Жан-Лу Юбер
1982 Гром и ярость (TOUT FEU TOUT FLAMME), реж. Жан-Поль Рапно
1983 Антониета (ANTONIETA), реж. Карлос Саура
1983 Убийственное лето (L'ETE MEURTRIER), реж. Жан Бекер
1983 Смертельная прогулка (MORTELLE RANDONNEE), реж. Клод Миллер
1985 Подземка (SUBWAY), реж. Люк Бессон
1986 Знаешь, у тебя классные лестницы (T'AS DE BEAUX ESCALIERS, TU SAIS, к/м), реж. Аньес Варда
1987 Иштар (ISHTAR), реж. Илейн Мэй
1988 Камилла Клодель (CAMILLE CLAUDEL), реж. Бруно Нюиттен
1993 TOXIC AFFAIR, реж. Филомена Эспозито
1994 Королева Марго (LA REINE MARGOT), реж. Патрис Шеро
1996 Дьяволицы (DIABOLIQUE), реж. Джеремия Чечик
1998 Папарацци (PAPARAZZI), реж. Ален Берберян
2002 Раскаяние (LA REPENTIE), реж. Летиция Массон
2002 Адольф (ADOLPHE), реж. Бенуа Жако
2002 Приятного путешествия (BON VOYAGE), реж. Жан-Поль Рапно
2002 Месье Ибрагим и Цветы Корана (MONSIEUR IBRAHIM ET LES FLEURS DU CORAN), реж. Франсуа Дюпейрон