История создания фильма В основе сценария — реальная, но трансформированная в угоду конъюнктуре история. Вот что рассказал в одном из интервью — с присущей ему язвительностью — автор сценария фильма, известный писатель Виктор Конецкий:
«Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно… Хрущёв встретил, кажется, императора Эфиопии и повел его в цирк. На Маргариту Назарову, с тиграми. После представления Маргарита принесла в правительственную ложу тигрят. Хрущев растрогался и говорит: у нас-де такая женщина замечательная, такие тигры, а кина нету. И по всем киностудиям страны был брошен клич: немедленно сделать фильм про Маргариту Назарову… Стали искать сценарий. Я кое-какие потом читал. Один драматург поместил тигра в коммунальную квартиру. Сказали: очернение действительности. Другой накатал про колхоз, в котором такая зажиточная жизнь, что они свой зоопарк открыли. Ему отвечают: лакировка. Пришел я к директору „Ленфильма“ и рассказал свою историю про мишек. Он сказал: пиши. Дали аванс, заключили договор. И поехал я в Москву изучать жизнь тигров. А картина очень дорогая была. И мне в помощь подкинули очень матёрого Каплера, которого как раз из тюрьмы выпустили. Вот он и стал соавтором.»
Наверное, все помнят эпизод, когда тигры прыгают с корабля в воду и плывут в сторону пляжа… Небольшой заливчик отгородили забором четырехметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Для дополнительной охраны вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, когда на взморье еще нет отдыхающих, но собралось 15 тысяч зевак. Первой приплыла Лойда, самая талантливая полосатая актриса. После морского купания она почувствовала необыкновенный прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и... перемахнула через барьер! Многочисленных зрителей словно ветром сдуло во главе с милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита Назарова – актриса и дрессировщица – бросилась ее догонять. Догнала, но не сразу. Лойда бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, полногрудая, допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. В мгновение ока она выскочила в форточку! Причем, габариты дамы по крайней мере в два раза превосходили "пропускную способность" форточки. Она сама удивлялась: "Да как же это я так?!". Муж подтрунивал. "Ты рыбкой, рыбкой нырнула". "А сам-то!". "Сам" с тарелкой недоеденного украинского борща, как был – в одних носках! – вскочил на горячий котел и, приплясывая, кричал: "Караул! Караул!".
"Полосатый рейс" занял в прокате 1961 года 1 место – его посмотрели 32 миллиона 340 тысяч зрителей. Через 12 лет после этого на фестивале в Калькутте фильм взял главный приз. А многие артисты, прочитав сценарий "Полосатого рейса", от кинопроб отказывались. Да и сами пробы не были традиционными. В них участвовала Комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора артисты подписывали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там, например, такой пункт: "Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдет".
Храбрость нужна была не только для съемок, но и для того, чтобы выдержать замечания руководства. Цензоры сказали: советский капитан, член партии не имеет права трусливо вылезать в окно рубки, даже когда к нему заходит самый настоящий тигр. Так что пришлось вылезать беспартийному Смирнову. По поводу голого зада будущего народного артиста СССР Евгения Леонова тогдашний министр культуры Фурцева просто сказала: "Фу!".
Понадобилась для съемок "Полосатого рейса" храбрость и совсем молодым артистам – чтобы не затеряться в компании мхатовских зубров, цирковых и комедийных звезд. Но они запомнились – и Алиса Фрейндлих в крошечной роли буфетчицы, и, конечно, Василий Лановой, назвавший эпизод на пляже из "Полосатого рейса" своей любимой ролью – потому что в ней некогда было ошибаться. Помните эпизод, когда загорающий Лановой принимает тигров за пловцов в полосатых купальниках? Актер в то время просто отдыхал в Одессе. Его уговорили сняться в эпизоде – за наличные деньги, пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам.
Хищников боялись все, кроме, конечно, дрессировщицы Маргариты Назаровой. Очень долго, например, уговаривали Евгения Леонова. А окружающие еще и не к месту острили: "Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький". В конце концов, договор на съемки подписал и он.
В фильме играли 10 цирковых тигров. Льва Ваську купили в Херсонском зоопарке. Долго искали обезьяну – чтобы была умная и поддающаяся обучению. В итоге нашли в Киевском зоопарке – шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград, а павильонные съемки проводились на "Ленфильме", его доставили самолетом. И не одного – с невестой, с Чилитой. Было им тогда года по два с половиной или около трех – пора влюбленности! Пират без нее никак не мог. Так что знакомиться исполнителю роли старпома актеру Ивану Дмитриеву пришлось с ними обоими. Пират вроде бы принял человека сразу, наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время съемок она обязательно должна была присутствовать в павильоне, на площадке. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира – она его очень любила. И смотрела, как возлюбленный работает.
Поработает Пират минут двадцать, и брови "домиком" – скучает, значит. Он обязательно должен был убедиться, что она рядом. Подведут к нему Чилиту, он ее так погладит, погладит, прижмет к себе, а после приударит легонько, мол, не мешай – работаю. Пират был необыкновенным партнером. Делал все, что требовалось и так, как ему показывали. Каждое утро Иван Дмитриев готовил ему кашку, приучал есть ложкой. Уже дней через семь-восемь Пират был готов к работе. Павильонные съемки провели буквально за несколько дней и так сэкономили крупную сумму.
Никто, конечно, не мог подумать, что тигры окажутся в море. Связь звериной и морской тематики обеспечил писатель Виктор Конецкий, знавший море не понаслышке и рассказавший, что когда-то подобные приключения происходили на пути от острова Врангеля к Мурманску с двумя белыми медведями. Моряка Конецкого укрепили опытным сценаристом Алексеем Каплером, который предложил ввести в фильм любовную линию, без которой – никуда.
Судно, где разворачивался задуманный в сценарии полосатый бардак, называлось весьма поэтично – "Евгений Онегин". Но вначале всю звериную команду поселили на старой ржавой развалюхе с куда более прозаичным названием – "Матрос Железняк". Тигры, лев, обезьяна и актеры знакомились друг с другом. Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и "подделок". Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров "играть" по системе Станиславского. Тигры в комедии – это невероятный факт, утверждал он.
В одном из эпизодов "Полосатого рейса" Евгения Леонова посадили в клетку и попросили подразнить тигров. Но хищники на актера не реагировали. Тогда дрессировщики дали в руки Евгению Павловичу поросенка и попросили посредством розового малыша возбудить тигров, поколов для этого хрюшку вилкой. Леонов кольнул, поросенок завизжал, тигры возбудились. Они бросались на клетку, готовые сломать прутья и прорваться к живности, не разбирая уже, кто так призывно хрюкает – поросенок или кто-то из съемочной группы.
Приступая к работе, режиссер шутил: "Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...". Актерам пришлось работать в буквальном смысле бок о бок с тиграми, а некоторые трюки были не только сложны, но и небезопасны. Когда Алексей Смирнов репетировал трюк, где он держится за хвост тигра, он целый месяц вечерами часа по два сидел рядом с клеткой, разговаривал с тигром Пуршем. Это был любимый тигр дрессировщицы и актрисы Маргариты Назаровой.
Именно Пурш сыграл в сцене, где герой Евгения Леонова принимает ванну. Михаил Стопкин, отвечавший за технику безопасности, был категорически против этого трюка. Так что пришлось пойти на хитрость. Он был неравнодушен к красивым зажигалкам. Актер и дрессировщик Константин Константиновский решил воспользоваться этой его слабостью. Специально зажег новую зажигалку у него на глазах. Михаил Михайлович, конечно, не устоял: - Костя, где ты взял зажигалку? - Да вот в киоске купил, – отвечает Константиновский. - Подари мне ее. - Нет, знаешь, Миш, эта зажигалка мне самому нравится. Лучше я объясню тебе, как проехать в тот киоск. Сам поезжай и купи. Там еще много разных зажигалок.
Леонов не соглашался находиться в одном помещении с тигром (В эпизоде в ванной с тигром), и ходил слух что между Леоновым и тигром было толстое стекло, но это не так, всё было сделано на русский авось...
Спровадив Михаила Михайловича, отсняли эту сцену. Долго смеялись, когда Леонов голышом выскочил из ванны. Вечером, когда просматривали отснятое за день, Михаил Стопкин, конечно, возмущался: "А это когда сняли?". Но дело было уже сделано.
"Полосатый рейс" запомнился зрителям и целым созвездием ярких второстепенных ролей. Например, роль старпома исполнял народный артист СССР Иван Дмитриев, кумир 50-60-х годов. Тельняшку главный старпом страны впервые надел задолго до съемок в "Полосатом рейсе". Всю войну молодой актер театра Балтийского флота выступал в ней перед бойцами. С тех самых пор у Ивана Петровича и появилась привычка носить форму как заправский моряк и не расставаться с тельняшкой.
А съемки ее были очень сложными, и не всё на деле было так смешно, как выглядит на экране. Льва Ваську, например, для фильма купили в Херсонском зоопарке. По сценарию его должны были усыпить, но снотворное на него не действовало. Стоило к нему приблизиться, и он открывал глаза. Актеры, конечно, боялись. А был уже последний съемочный день – заканчивалась аренда корабля. Тогда решили – льва убить. Оправданием для себя киношники сделали то, что лев все равно был старым. Вызвался это сделать пиротехник. Выпил для храбрости стакан водки, и выстрелил льву в ухо. Снимать нужно было срочно, пока лев не закостенел. Так и получилась сцена, где Ваську с прибаутками несут на носилках в клетку.
С десятью тиграми дрессировщицы Маргариты Назаровой во время съемок ничего плохого не случилось. Хотя актерам они нервы попортили. Поразительно, но актриса, фотографии которой повсеместно украшали афиши, снялась только в трех фильмах, несмотря на актерский талант и любовь зрителей. Маргарита Назарова была дублером пугливых звезд в фильмах "Случай в тайге", "Укротительница тигров" и "Тигроловы". Вскоре после "Полосатого рейса" она получила предложение сниматься в фильме "Сегодня новый аттракцион". Но у нее уже были запланированы гастроли в Австралии. Отменять их она не стала.