Оле́г Евге́ньевич Ме́ньшиков (род. 8 ноября 1960 года в Серпухове, Московская область, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра[источник?], народный артист Российской Федерации (2003), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995, 1997, 1999).
Биография:
Олег Меньшиков родился в подмосковном городе Серпухове 8 ноября 1960 года. Вскоре семья Меньшиковых переехала в Москву и поселилась на юге столицы, близ Каширского шоссе. Этот район Коломенского постепенно становился неким средоточием атомщиков. Вроде бы всё мало располагало здесь к поэтической любви к природе, но приходила она к младшему поколению во время школьных походов в старое Коломенское. Семья Меньшиковых получила квартиру в одной из "хрущёвок". В двух комнатах жили отец, мать, дедушка и маленький Олег. Папа - военный инженер, мама - врач-невропатолог. текла обычная жизнь, как и у всех остальных. Необычной была только поразительная любовь Олега к музыке. В пять лет Олега определили в класс скрипки. После занятий в музыкальной школе Олег начинал играть с ребятами в "резинку" и "вышибалы", не выпуская футляр со скрипкой из рук. В 6 лет Олег пошёл в обычную школу. Он хорошо учился, быстро привык к новому распорядку дня, урокам и домашним заданиям. В обычной школе Олег Меньшиков сразу выделился. Учителям импонировали не только его способности, но и уверенная сдержанность, собранность и спортивная закалка. Он хорошо декламировал. Отличником Олег никогда не был, но довольно легко справлялся и с точными, и с гуманитарными науками. Но самым желанным были поездки в Москву - в театр. Все знали, что "Графа Люксембургского" Меньшиков видел 6 раз, а очаровательную "Марицу" - 7. Между прочим, оперетта осталась одной из привязанностей Меньшикова до сих пор.
Не только музыкальность - актёрский дар тоже был его отметной чертой с детских лет. Олег обожал разыгрывать своих знакомых и абсолютно чужих ему людей. Заканчивая школу, Олег Меньшиков уже твёрдо знал, что станет артистом.
Школа была окончена в 1977 году. Олег Меньшиков поступает в Щепкинское училище. Ночью в подвале театрального общежития, все вместе читают вслух "Мастера и Маргариту". Читает Олег.
На курсе учатся и москвичи, и те, кто приехал из других городов. Семья Меньшиковых гостеприимно открывает двери своего дома перед всеми. К тому времени они переехали в район Сокольников, квартира стала больше просторнее. "Господи, сколько дней и ночей мы провели у Олега", - вспоминает его сокурсник Виктор Бохан. Меньшиков всегда был лидером и ему подчинялись. В те годы воображение Олега занимал Андрей Миронов. Ближе всего Олег был к нему в своём дипломном спектакле "Лестница славы", который имел большой успех.
Олег Меньшиков изначально требовал признания и уважения к себе, не желая довольствоваться крохами. Поэтому приглашение в Малый театр, которое он, однако принял, было не столь блистательно, как это могло показаться другим. К тому времени у него было уже 3 роли в кино, его уже знали...
Сокурсник Виктор Бохан: "... Олег не мог не нравится - его живость, подвижность, бисерная речь, когда кажется, что слова катятся, как бусинки, даже то, что он букву "с" не очень хорошо выговаривает, - всё это грани его обаяния...Плюс характер, воля. Наверное, таким и должен быть нынешний результат. У каждого своя судьба. В том числе и у Олега Меньшикова..."
Из интервью директора Малого театра, народного артиста СССР Михаила Царева, данного "Театральной Москве" в ноябре 1981 года: "В новых постановках будут заняты мастера среднего и старшего поколения, молодежь, остающаяся предметом особого внимания руководства театра. Труппа продолжает пополняться актерами, причем мы стремимся сразу же включить их в работу.
...Только что зачислен в труппу выпускник Училища имени Щепкина О. Меньшиков. Думаем, что начинающие актеры сумеют оправдать наши надежды".
Конечно же, Олег Меньшиков при его энергии, работоспособности и желании играть, играть и снова играть готов был всей душой оправдать надежды глубокоуважаемого Михаила Ивановича Царева. Но... Год, проведенный Меньшиковым в стенах Малого театра, не внес ни одного серьезного штриха в его актерскую биографию. Однако напрасно было бы видеть в этом какие-то козни, злой умысел, чьи-то происки и тайное недоброжелательство к талантливому новичку. Такова была прочно сложившаяся система солидного государственного, к тому же старейшего театра во взаимоотношениях с неофитами. Возможно, Меньшикову предстояло бы прожить еще немало лет в качестве "одаренного и подающего надежды" прежде, чем ему бы дали реальный повод все это проявить. Правда, иногда его занимали в старых спектаклях, это были вводы на небольшие роли, чаще связанные с выездами из Москвы. Он заменял тех, кто был изначально выбран режиссером, отрабатывая таким образом свою весьма скромную зарплату.
Прошел год. Ему предстояло отбывать воинскую повинность.
Он отбывает ее в Центральном Театре Советской Армии. Из интервью Олега Меньшикова:
- Да какой из меня вояка! Я же служил в Театре Советской Армии, и под моим началом были коллеги-артисты. Вывешивал списки нарядов: кому - на монтаж декораций, кому - на уборку территории, вот и все мое командирство... Замечательно служили! И с ребятами хорошими познакомился: Денис Евстигнеев, покойный Игорь Нефедов, Антон Табаков.
Закончив нести воинскую службу в Центральном Театре Советской Армии, Меньшиков станет сержантом!
Профессор Наталия Алексеевна Петрова порекомендовала Меньшикова в "команду" Центрального Театра Советской Армии. В тогда еще не сгоревшем здании ВТО наши выпускники показывали опять же один из своих блистательных "капустников". Я сидела в зале вместе с Юрием Ереминым, который в то время был главным режиссером Центрального Театра Советской Армии. Случилось так, что на том же вечере к нам с Ереминым подошел Михаил Козаков (это было уже после работы над "Покровскими воротами") и заговорил о том же - надо брать Олега в "команду"! Со своей стороны нажал и Малый театр, надеясь, что, отслужив, Меньшиков вернется туда.
Вышло же, что вместе с Ереминым мы начали ставить инсценировку повести Бориса Рахманина "Часы без стрелок" и пригласили Меньшикова на одну из главных ролей.
К Олегу тепло относились в театре. Он был молод, контактен, дружествен к людям. И чувствовался в нем серьезный замах, желание и умение не останавливаться, идти дальше. Однажды кто-то из пожилых актеров спросил Меньшикова, что он делает в свободное время? "Например, я час в день танцую", - сказал Олег. - "Зачем?" - "Надо держать форму". - "Вот так один и танцуешь?" - "Да. Включаю магнитофон и танцую".
В Центральном Театре Советской Армии, в отличие от Малого театра, Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Пьесы большей частью были связаны с военной тематикой ( "Рядовые"). Но шла и классика, в частности, "Лес" Островского, "Идиот" Достоевского.
Заканчивается срок армейской службы сержанта О.Е. Меньшикова. Он покидает Центральный Театр Советской Армии, но не возвращается в Малый. Меньшиков получил приглашение вступить в труппу Театра имени Ермоловой.
В 1985 году - первом году перестройки - главным режиссером Театра имени Ермоловой был назначен Валерий Фокин, фигура весьма заметная в театральном процессе последнего десятилетия.
Вспоминает Валерий Владимирович Фокин:
- Я пришел в театр с мыслью пригласить в эту труппу, в общем, уже сформированную и, признаться, не очень сильную, группу актеров-звезд, которые могли бы укрепить ее. Причем я выстроил эту группу звезд возрастно, из нескольких поколений: Зиновий Гердт, Александр Пашутин, Виктор Павлов, молодые - Татьяна Догилева, Олег Меньшиков и Александр Балуев, который пришел к нам чуть-чуть позже остальных, где-то через полгода. Для меня это было одним из решающих факторов относительно будущего нашего театра.
Меньшиков, конечно, не был к тому времени звездой, которой он стал потом, в 90-е годы. Но его тогда знали, и он заметно выделялся среди своих сверстников.
Раньше я видел его в "Идиоте" и в "Покровских воротах". Было абсолютно очевидно, что он - одаренный человек с особой интересной индивидуальностью, еще далеко не раскрытой во всех ее возможностях. Но это вполне естественно для молодого артиста. Не было ни малейших сомнений в том, что Олега надо пригласить на нашу сцену. Что я и сделал.
Мы начали работать. Я почувствовал его огромный потенциал, объем его таланта.
Первая роль на новой сцене у Меньшикова была маленькая. В спектакле "Говори!" он играл помощника секретаря обкома. Роль маленькая, но, на мой взгляд, очень заметная. Этот секретарь - молодой, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, этот начинающий партократ уже четко знал, где, когда и что надо делать и что сказать.
Меньшиков действительно играл в "Говори!" всего только эпизод. Продолжает Валерий Владимирович Фокин:
- Секретарь в "Говори!" - только начало работы Олега в театре. Дальше мы стали репетировать "Спортивные сцены 81 года" по пьесе Радзинского, и мне было очень важно, чтобы герой Меньшикова, Сергей Лукин, выразил в определенном ракурсе свое поколение. Смятенное... Растерянное... Незнающее, как влить себя в новую жизнь, которая их страшит и отталкивает.
У нас был сильный актерский ансамбль, особенно, когда играли два дуэта: Доронина- Павлов, Догилева - Меньшиков. Думаю, тогда Олег и открылся по-настоящему для театральной Москвы. Именно театральной, в том полном объеме, который сразу обращал на себя внимание. Роль Сережи - его стремительный шаг вперед, высокая отметка на планке.
"Нужно сказать, что роль Олегу сначала совершенно не нравилась, - вспоминает Татьяна Догилева, партнерша Меньшикова- в "Спортивных сценах 81 года". - Но тогда мы могли положить самолюбие на алтарь театра, и он сыграл ее прекрасно".
Сережа Олега Меньшикова - поистине авторское создание актера. Авторское означает для Олега личное.
Но сразу после "Спортивных сцен 81 года" Валерий Фокин дает Меньшикову роль абсолютно противоположную Сереже Лукину...
Театр имени Ермоловой принял к постановке пьесу Александра Буравского "Второй год свободы", снова дышащую повышенной социальной активностью.
…Спектакль был декорирован в багровых тонах - словно кровь все время лилась в зал. В результате все выстроилось как диалог Робеспьера и Дантона - Олега Меньшикова и его давнего партнера Александра Балуева.
Вспоминает Валерий Фокин:
- ...Его глаза... Не только в репликах, в общении с партнерами! Не только в такие минуты, но и в паузах Олег доносил трагические метания человека, который сам сочинил революцию, сам ее создал, организовал и теперь видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому.
В 1989 году Меньшиков покидает Театр имени Ермоловой, и больше никогда не будет работать в репертуарном театре, точнее - в его штате.
- Недавно прочитал о себе статью, автор которой пишет: ах, какая замечательная биография у Меньшикова! Малый театр, театр Советской Армии, театр Ермоловой, театр Моссовета, роль Калигулы в спектакле Фоменко, работа в шекспировском театре "Глобус" в Лондоне, премия Лоуренса Оливье, Государственная премия России, премия "Триумф" ... Ах, ах! и все это через запятую. Действительно все красиво:
молодой артист за короткое время успел поиграть на сценах пяти московских театров. Не хило! А кто знает, как я, к примеру, уходил из Ермоловского? Я же не один театр сменил на другой, а, по сути, ушел на улицу. Никаких реальных предложений на тот момент у меня не было, я сидел по уши в долгах, но и оставаться в прежнем состоянии не мог. Тот театр - не конкретно Ермоловский, а именно ТОТ, понимаете? - перестал меня удовлетворять. Я понял: через пару лет могу запросто гикнуться. И вот... Ушел, а вскоре попал в реанимацию с язвенным кровотечением, полтора месяца провалялся в больнице, и только после этого Петр Фоменко пригласил меня играть Калигулу... Останься я в Ермоловском, этого предложения не было бы и все в моей жизни могло бы повернуться совсем по-другому.
Вот вам и судьба удачливого актера. Вот вам и история одной запятой. Я привел один пример, а их может быть десяток - это и есть моя жизнь. Не выбегать же на площадь и не кричать: "Я такой же, как вы!" Может и не совсем такой же, похожих людей, к счастью, не бывает. Но я живу не в безвоздушном пространстве и хожу по тем же улицам, что и остальные...
В 1995 году ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ создает и возглавляет Театральное товарищество "814", где выступает в роли режиссера и ставит классику отечественной драматургии - спектакль по пьесе А.С.Грибоедова "Горе от ума", в котором играет главную роль. Партнершей Олега Евгеньевича в этом спектакле выступила Ольга Кузина (Софья). В спектакле в роли Хлестовой выступила блистательная Екатерина Васильева. Другие роли: Игорь Охлупин (Фамусов), Сергей Мигицко (Репетилов), Полина Агуреева (Лиза), Алексей Завьялов (Молчалин) и др. Постановка спектакля - Меньшиков, режиссура - Галина Дубовская. Потрясающие костюмы и декорации - Игорь Чапурин (костюмы бала), Павел Каплевич. Этот спектакль, по оценкам критики (как правило, надо сказать, отрицательным и нападочным), публикациям в прессе и отзывам зрителей, можно с уверенностью назвать событием двух последних театральных сезонов. В 2000 г. вышла и видеокассета этого спектакля, автор и режиссер видеоверсии - Петр Шепотинник. Продолжительность 2ч. 38 мин.
В 2000 МЕНЬШИКОВ, выступая в качестве постановщика (режиссер, как и в "Горе от ума" Галина Дубовская) и исполнителя Главной Роли, выпускает спектакль "КУХНЯ" по пьесе молодого талантливого драматурга, лауреата Антибукеровской Премии - Максима Курочкина. В основе этой пьесы - образы и сюжеты средневекового немецкого эпоса. Война гуннов и нибелунгов, любовь Зигфрида и Кримхильды открывают для русского Зрителя сумрачную красоту и величие средневековой Германии и получают оригинальную интерпретацию, которая имеет неожиданное продолжение уже в наши дни.
Вневременные и вненациональные темы Любви и Верности, Дружбы и Предательства, взаимоотношений Человека Богоизбранного и Человека Обыкновенного - вот проблематика, которая увлекла автора, режиссера и актеров.
Новый проект стал одним из главных событий прошлого театрального сезона (и одним из главных направлений для критиков), чему в немалой степени способствует тот факт, что декорации созданы по эскизам Заслуженного художника России , лауреата Государственной Премии РФ Александра Попова, музыку к спектаклю написал выдающийся композитор Борис Гребенщиков, костюмы выполнены по эскизам популярного дизайнера-кутюрье Игоря Чапурина. В спектакле заняты известные актеры театра и кино. В спектакле, помимо Меньишкова, заняты: Оксана Мысина (Кримхильда и уборщица), Алексей Горбунов (Хаген), Никита Татаренков (Зигфрид и новенький), Александр Сирин из Ленкома (повар горячего цеха), Татьяна Рудина (Татьяна Рудольфовна, Брюнхильда), Анна Дубровская (Медянкина Люся).
20 декабря 2001 г. зрителям была представлена премьера нового проекта «Театрального товарищества 814» — спектакля «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя. Постановку осуществил Олег Меньшиков при участии режиссера Галины Дубовской. Сценическое оформление выполнено по эскизам Александра Попова, автора сценографии к спектаклю «Кухня». Художник по костюмам — Александр Калмык, дебютирующий с этой работой на театральной сцене. В отличие от предыдущих постановок Олега Меньшикова — «Горя от ума» и «Кухни» — предназначенных для большой сцены, спектакль «Игроки» — намеренно камерный. Он играется на сцене «Под крышей» театра им. Моссовета.