БИОГРАФИЯ Криминальное детство
Жерар Депардье родился 27 декабря 1948 года в небольшом городе Шатору. Отец, работавший кровельщиком, часто пил и постоянно ругался с женой. Она же занималась хозяйством и рожала детей. Одного за другим (кроме Жерара в семье было еще пять голодных ртов). На воспитание детей времени у матери не хватало…
Жерара воспитывала улица - мир мелких воров, дебоширов и пьяниц. С ранних лет мальчик связался с уголовными элементами. Обладавший крупным телосложением, Депардье выглядел старше своего возраста, соответственно и друзей он подбирал себе постарше. От безделья они сначала просто хулиганили, участвовали в драках, покуривали травку, а затем занялись воровством и угоном автомобилей.
Но нет худа без добра. Именно в те годы Депардье научился жить с тем чувством внутренней свободы, которое впоследствии пригодилось ему в актерской профессии.
Воровские наклонности Депардье нет-нет, но проявляются порой и сегодня. Знаменитый актер, получающий ныне баснословные гонорары, бывая в гостях, обожает что-нибудь стянуть «на память», как он сам признается: руки почему-то сами тянутся. Рассказывают, что как-то раз знакомая супружеская пара с огромным трудом зазвала его к себе на светский прием. В одной из комнат он увидел красивую массивную пепельницу и, жуликовато озираясь, попытался запихнуть ее в карман. Вошедшие хозяева, застав его за подобным занятием, лишились дара речи. Депардье же, пробормотав что-то невнятное, заторопился домой…
Поворот в жизни
Однако вернемся в 60-е годы… В Шатору тогда располагалась натовская военная база. И местные парни не раз участвовали в потасовках с американскими солдатами. После одной из них Жерар Депардье попал в коматозном состоянии в клинику. К счастью, все обошлось. Вот тогда Жерар осознал, что нужно что-то менять в своей жизни, иначе все может окончиться весьма печально.
Ничего не сказав ни семье, ни друзьям, Жерар уехал на юг – в Канны, где устроился работать на пляж. Здесь он наблюдал за съехавшимися на престижный каннский фестиваль актерами. Такой блистательный, манящий, и такой чужой мир! Тогда юноша и не думал, что придет время, и он тоже окажется в их числе.
Возвратившись в Шатору, Жерар Депардье встретил на вокзале знакомого, который предложил ему поехать в Париж и попробовать себя в качестве актера. Жерар решил рискнуть…
Париж. Учеба
Депардье было 16 лет, когда он приехал в Париж и поступил на курсы драматического искусства Шарля Дюлена. Актер вспоминает: «Курсы, на которые я поступил, были платные, и мне приходилось работать то уборщиком, то дворником, то постановщиком декораций. Иногда я перебивался крошечными ролями в массовках. В то время я жил, где придется. Иногда меня подкармливал приятель, который держал бистро».
Здесь, в Париже, Жерар Депардье открыл для себя совершенно неведомый доселе мир театра. Не умеющего правильно говорить провинциала словно прорвало. Он начал запоем читать, жадно наверстывая упущенное. На занятиях проявилась феноменальная память Жерара. С первого раза он схватывал солидные куски текста.
После курсов Шарля Дюлена Депардье продолжил свое обучение в парижской театральной школе Theatre National Populaire. А по ее окончании, Депардье вместе со своими однокашниками Миу-Миу и Патриком Деваэром поступили в труппу маленького любительского театра «Кафе де ля Гар» («Cafe de la Gare»).
Первая любовь
Учась на курсах Шарля Дюлена, Депардье встретил свою первую любовь. Его сокурсница Элизабет Гуинот, социолог по образованию, была на 6 лет старше Жерара. Однако это не помешало ему влюбиться в нее с первого взгляда. Депардье вспоминает: «До нее я понятия не имел, что значит быть влюбленным. Я не представлял себе, что можно боготворить женщину, с которой спишь. С ней я перестал быть замкнутым деревенским парнем. Мы не могли обходиться друг без друга».
Спустя несколько лет, в 1970 году, они поженились…
Начало актерской карьеры
В кино Жерар Депардье начал эпизодически сниматься с середины 60-х. Его первые роли вполне соответствовали сложившемуся имиджу: битник в короткометражке Роджер Ленардта «Битник и барышня» («Beatnik et le minet»), безымянный хиппи в фильме Агнес Варды «Nausicaa».
Можно с уверенностью сказать, что Депардье пришел в кино вовремя. Это были годы, когда рафинированные красавцы всем надоели, и для французского кино нужна была новая струя, способная привлечь молодежную аудиторию. Типаж актера, его характерная внешность, темперамент пришлись, как нельзя, кстати. Режиссеры тут же окрестили Депардье новым Жаном Габеном.
В начале 70-х Депардье снялся в мелодраме Жака Дере «Немного солнца в холодной воде» (Пьер, брат Натали) по популярному роману Франсуазы Саган, в криминальной драме Хозе Джованни «Скумон: Приносящий беду», в драме режиссера-авангардистки Маргерит Дюрас «Натали Гранжье» (продавец) и нескольких других картинах.
Но настоящую славу молодому актеру принесла роль Жан-Клода в хулиганско-провокационной ленте режиссера Бертрана Блие «Вальсирующие», вышедшей на экраны в 1973 году. Вообще-то подобный перевод жаргонного названия фильма «Les Valseuses», распространенный в России, не является правильным. Наиболее точный русский аналог – «Мудозвоны», но под таким названием фильм у нас в стране конечно никто не пропустил бы, потому и сошлись на политкорректром «Вальсирующие».
Фильм, являющийся послесловием к известным событиям 1968 года, повествовал о похождениях обаятельных молодых шалопаев и хулиганов в поисках женщин, денег, автомобилей и удовольствий. Вместе с Жераром Депардье у Блие снялись его друзья по театральной школе Миу-Миу и Патрик Деваэр. Собственно говоря, в фильме Депардье и Деваэр играли самих себя, какими они были всего несколько лет назад. Их герои, беспринципные и бесшабашные парни, приставали к женщинам, грабили прохожих, творя свои бесчинства легко и непринужденно.
Фильм не оставил никого равнодушным. Его ругали, им восторгались, а для молодежи «Вальсирующие» стали своеобразным манифестом. Естественно, что после такой картины Депардье буквально проснулся знаменитым…
Закрепляя успех
К середине 70-х начал складываться экранный образ Жерара Депардье – молодого, угловатого, обаятельного, но опасного хулигана. Именно в такой манере он предстал перед зрителями в роли боксера Жана в фильме Клода Соте «Венсан, Франсуа, Поль и другие». Таким же был Олмо Далко – крестьянский вожак в картине Бертолуччи «XX век» (вместе с Депардье в этой картине снялся знаменитый Роберт де Ниро).
К чести актера, он старался не зацикливаться на одном амплуа. Депардье уже тогда интересовали разнообразные человеческие характеры. Он снимается в роли Жерара в драме Марко Феррери «Последняя женщина» (1976), Рауля в грустной и озорной комедии Бертрана Блие «Приготовьте носовые платки» (1978) и других фильмах. Порой именно талант актера вытаскивал заведомо слабые картины, как, например, в случае с драмой «Барокко», где Депардье, с присущим ему напором и обаянием, сыграл сразу две роли - боксера Самсона и его убийцы.
Очень скоро талант актера стали признавать и на различных кинофестивалях. Первый большой успех – престижную кинематографическую премию Сезар - Депардье принесла роль Бернарда Гранде в мелодраме Франсуа Трюффо «Последнее метро».
Мастер комедии
В начале 80-х режиссеры «разглядели» комедийный талант Жерара Депардье. Советские зрители помнят великолепную комедию Клода Зиди «Инспектор-разиня», в которой Депардье сыграл преступника Роджера Морзини, легко обманывающего растяпу-полицейского. Не менее интересной работой стала главная роль в экранизации знаменитой пьесы французского комедиографа Мольера «Тартюф», поставленной в 1984 году самим Депардье.
Но настоящий успех актеру в комедийном амплуа принесли совместные работы с неподражаемым Пьером Ришаром. Впервые они вместе появились в комедии Франсиса Вебера «Невезучие». Депардье сыграл там грубоватого и неотесанного частного детектива, а Ришар - непредсказуемого бухгалтера-недотепу. В результате получился феноменальный дуэт, обеспечивший фильму грандиозный успех. Вслед за «Невезучими» последовали картины все того же Вебера - «Папаши» и «Беглецы», завершившие формирование образа Депардье. Он оказался по-настоящему универсальным актером, способным к героическим, интеллектуальным, трагическим и комическим образам. Ничто, при этом, не мешало ему смешивать все амплуа в одном.
В статусе звезды
К середине 80-х Жерар Депардье уже по праву считался звездой не только французского, но и мирового кинематографа. С одинаковым успехом он исполнял разноплановые роли в фильмах самых разных жанров: комедиях, драмах, боевиках. Яркой, незабываемой работой актера стала главная роль в фильме известного польского режиссера Анджея Вайды «Дантон» (1983).
Особо стоит отметить сотрудничество Депардье с режиссером Блие, которого актер считает своим крестным отцом в кинематографе. Вместе они создали несколько замечательных картин, среди которых, вызвавшая скандал на Каннском кинофестивале, драма «Вечерний туалет» (1986). В этой картине Депардье сыграл нахального гомосексуалиста Боба, вторгшегося в жизнь тихой семейной пары. Экзотическая жизнь втроем в конце концов привела героев фильма на панель.
Совершенно иным Депардье предстает в другой картине Блие - драме «Слишком красивая для тебя» (Trop belle pour toi). Его герой Бернард, человек состоятельный, неожиданно для всех предпочитает своей аристократичной и божественно прекрасной жене безобразную, невоспитанную, немолодую и безвкусно одетую секретаршу.
Вторая половина 80-х отмечена и другими интересными работами актера. Так за роль комиссара полиции Мангина в фильме Мориса Пиала «Полиция» (1986) Депардье был удостоен приза Венецианского кинофестиваля. А в 1989 году в фильме Клода Зиди «Двое» он сыграл композитора Марка Ламберта, неисправимого бабника, вынужденного ради любви пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Сирано де Бержерак
Начало 90-х ознаменовалось для Жерара Депардье очередным большим успехом. Речь идет о фильме Жан-Поля Раппно «Сирано де Бержерак», где Депардье сыграл главную роль. Стоит отметить, что критики весьма скептически отнеслись к выбору режиссера. Им казалось, что Депардье совершенно не подходит к этой роли. Но актер, в очередной раз доказал, что ему подвластны самые разные характеры.
«Сирано де Бержерак» продемонстрировал еще одну особенность актера. Случайно или нет, но большинство его героев-современников - простоватые, грубоватые, люди. Но стоит Депардье окунуться в историю, как фильм получается глубоко интеллектуальным. Так случилось и с «Сирано», где проблема героя, поэта и солдата заключается совсем не в мешающем любви уродстве, а в его выдающемся интеллекте.
Картина получила массу премий, в том числе Оскара за лучшие костюмы, Золотую пальмовую ветвь в Каннах, Золотой глобус, несколько Сезаров. Депардье же был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Канном кинофестивале.
Был Депардье удостоен и очередного Сезара, вот только получить его актеру не удалось. В одном из интервью Жерара угораздило ляпнуть, что в далекой юности он с группой товарищей изнасиловал 9-летнюю девочку. Люди, близко знавшие Депардье, клялись, что он неудачно пошутил. Тем не менее, престижную награду получили все актеры, снявшиеся в фильме, кроме самого Депардье.
Международная карьера
«Сирано де Бержерак» имел грандиозный международный успех, и именно после этой картины Депардье все чаще стали приглашать сниматься в Голливуд. Типаж Депардье отлично подошел для американского кинематографа, а его широкий актерский диапазон позволил сниматься как у режиссеров-комедиографов, так и у режиссеров-интеллектуалов.
Свой комедийный талант Депардье с блеском проявил в лирической комедии Питера Уира «Вид на жительство» («Green Card»), где вместе с ним снялась Энди Макдауэл. За роль Джорджа в этой картине Депардье был удостоен Премии «Золотой глобус», как лучшему актеру.
А как обаятелен Депардье в роли французского выдумщика Богуса в одноименном фильме Нормана Джуисона, или в роли Портоса в приключенческом фильме «Человек в железной маске», снятом Рэндоллом Уоллесом по роману Александра Дюма! Органичен актер и в драматических ролях, таких, как Колумб в эпическом фильме Ридли Скотта «1492: Покорение рая» или Рейнальдо в экранизации великого «Гамлета».
Не менее громкие удачи у Депардье в эти годы и в европейском кинематографе. В доброй семейной мелодраме французского режиссера Жерара Лаузьера «Мой папа – герой» (1991) он очень тонко сыграл Андре – мужчину, приехавшего на курорт со своей дочерью и вынужденного по ее просьбе скрывать свое отцовство. Да, воспитание дочери – нелегкая штука, и герой Депардье постоянно попадает в нелепые ситуации… Три года спустя Депардье вновь сыграл ту же роль уже в американском варианте этого фильма.
В фейерической комедии Жана-Мари Пуарэ «Между ангелом и бесом» Депардье вместе с Кристианом Клавье создали бесподобно-смешной дуэт, заставляющий зрителей смеяться буквально до слез. А в экранизации всемирно известного романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» Депардье предстал в образе главного героя, явившегося практически с того света, чтобы отомстить своим врагам. Стоит также упомянуть блистательную работу актера в экранизированном комиксе Клода Зиди «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (Обеликс), вызвавшем на Западе большой ажиотаж.
Широкий резонанс у публики вызвала роль великого и несчастного Вателя в одноименной амбициозной исторической драме Роланда Жоффе, открывшей в 2000 году очередной Каннский фестиваль.
За свои достижения в мировом кинематографе Жерар Депардье в 1997 году был удостоен престижнейшего кинематографического приза – «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
В российском кино
У российских зрителей Депардье пользуется давней и очень большой любовью. Огромные кассы в советское время собирали фильмы с его участием: «Невезучие», «Беглецы», «Папаши», «Инспектор-разиня». В более позднее время широким успехом у российских зрителей пользовались «Сирано де Бержерак», «Человек в железной маске», «Ватель»... Тем приятнее, что столь выдающийся и любимый нашими зрителями актер «засветился» и в российском кинематографе, снявшись в 2000 году в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» в небольшой, но достаточно значимой роли французского журналиста Бернарда.
О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были Делон и Депардье – ему позвонили первому. Он дал согласие…»
Промелькнул знаменитый актер и в одной из серий нашей знаменитой «Убойной силы» в роли комиссара полиции.
Режиссер и продюсер
Столь яркая личность, как Жерар Депардье, не мог не попробовать себя на режиссерском поприще. В 1984 году он поставил свою первую картину «Тартюф», экранизировав знаменитую пьесу французского драматурга Мольера. Главную роль в картине Депардье сыграл сам.
Вновь к режиссуре Депардье вернулся спустя 15 лет, сняв в 1999 году драму «Мост между двумя берегами» (здесь он выступил и в качестве продюсера), а в 2006 году вышла его третья картина – «Париж, я люблю тебя».
Кроме того, Депардье продюсировал фильмы: «Она прекрасна» (1997), «Чти отца своего» (2002), сериал «Наполеон» (2002) и др.
Депардье и женщины
Несмотря на свою, в общем-то, некрасивую внешность, Депардье пользуется огромным успехом у женщин. И в кино ему довелось сниматься с самыми красивейшими актрисами. В дуэте с Катрин Денев он играл в «Последнем метро», «Выборе оружия» и «Форте Саган», с Марушкой Детмерс - в фильме Клода Зиди «Двое», с Изабель Аджани – в фильмах «Барокко» и «Камилла Клодель», с Энди Макдауэл в фильме «Вид на жительство».
Вот как описывает актера Катрин Денёв: «Крепкие плечи здоровяка, вытатуированная звездочка на предплечье, сильный, похожий на кривой баклажан нос, нерешительные и одновременно пылкие золотистые глаза. Конечно, он некрасив. Но в нем чувствуется настоящая мужская сила и обаяние».
Казалось бы, такой мужчина должен постоянно находиться в центре любовных историй. Однако Депардье на протяжении многих лет оставался верен своей жене Элизабет. Семья Депардье всегда считалась образцом прочности. Супруги жили дружно, воспитывая двух детей, тем неожиданнее стало в 90-е годы известие об их разводе. Причиной тому послужила неожиданно выплывшая наружу связь Жерара с темнокожей топ-моделью Каринн Силла, родившей от него дочь Роксану.
С 1997 года у Депардье появилась новая девушка – красавица-актриса Кароль Буке, лицо фирмы «Шанель». По словам Депардье, у Кароль есть всего один недостаток – ревность, который, правда, изрядно портит ему жизнь.
В последние годы
Депардье сохраняет бешеную работоспособность и по сей день. Правда теперь он чаще всего играет в необременительных комедиях и телевизионных мини-сериалах, вроде «Проклятых королей». Последняя крупная драматическая роль актера - в фильме «Натали» (2003) режиссера Энн Фонтен, где его партнершами стали Фанни Ардан и Эмманюэль Беар.
В 2008 году на экраны выйдут сразу несколько картин с участием Жерара Депардье: очередные похождения Астерикса и Обеликса «Астерикс на Олимпийских играх», биографическая лента режиссера Бориса Дамаста «Антонио Вивальди», фантастический триллер Матье Кассовица «Вавилон нашей эры», комедия Фабьена Онтеньенте «Диско», а также комедийная мелодрама российского режиссера Александра Черняева «Все могут короли».
Помимо работы в кино Депардье всерьез занимается виноделием. Почувствовав тягу к земле, он купил в долине реки Луары замок XII века и обширное поместье в 27 гектаров, которое сплошь засадил виноградниками. Сегодня его вина известны во всем мире.
«Вкус вина, - утверждает Депардье, - легко обнаруживает фантазию и артистическую натуру виноградаря. Сразу можно отличить, кто творит божественный напиток, а кто гонит коммерческий продукт». В 1996 году ему вручили французский орден Почетного легиона за то, что он передал лондонскому магазину «Хэрродс» права на продажу своего фирменного вина. В ответ по просьбе актера магазин перевел $ 50 тысяч на счет парижского реабилитационного центра для наркоманов.
Кроме того, Депардье открыл два ресторана в Париже и написал поваренную книгу (в сентябре 2005 ее издали в Великобритании). А еще он пробует себя в качестве певца - актер записал собственный компакт-диск. Что его подвигло на это? «Я устал повторять чужие слова, которые написали для меня другие, - говорит Депардье. - Я так давно мечтал стать эстрадным певцом, что теперь решил попробовать».
К славе и наградам Жерер Депардье относится равнодушно: «Я абсолютно лишен тщеславия, поэтому я никогда не стремился сделать карьеру. Нет ничего более глупого, чем успех. Нельзя преодолевать стометровку за 9,9 секунды в каждом забеге».
Самой любимой ролью в кино для Депардье является Сирано де Бержерак. Реликвии его героя - шпага и шляпа - хранятся в доме актера. Любимое фирменное вино Депардье тоже называется «Сирано». Даже свою младшую дочь он назвал Роксаной в честь возлюбленной Сирано.
Автор - Игорь BIN http://www.rusactors.ru
Использованные материалы:
Биография Жерара Депардье http://kino.ukr.net
Александр Зотов, «Жерара Депардье хотят все женщины» http://www.pravda.ru
Юлия Штутина, «Уйти, чтобы остаться» http://www.lenta.ru
Жерар Депардье на сайте http://www.kinopoisk.ru